Взимание платы за опломбирование индивидуальных приборов учета (ИПУ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 закреплены положения, описывающие правила ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных услуг.
Автор: Р.М. Попов консультант отдела судебной и арбитражной практики администрации г. Дубны
Тема: Ресурсосбережение
В п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), указано, что объем (количество) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, учитывается с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Допускается применять приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Соответствие прибора учета утвержденному типу, дата его первичной поверки и установленный для него межповерочный интервал, а также требования к условиям эксплуатации прибора должны быть указаны в сопроводительных документах к нему.
В соответствии с п. 81 (8) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа такого ввода) подписывается только после того, как представитель исполнителя установит на приборе учета контрольные пломбы.
Для многих организаций, управляющих МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) камнем преткновения стало взимание платы за услугу по пломбированию приборов учета, так как соответствующие попытки наткнулись на жесткое противодействие собственников помещений. Проблема возникла в связи с тем, что в ранее действовавшем законодательстве не было четкого механизма ввода индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, что, по логике УО, стало основанием для взимания дополнительной платы – за пломбировку как приборов учета, так и мест установки этих приборов. Указанные обстоятельства стали причиной для огромного количества судебных споров.
Так, ООО «Управляющая компания «Красжилсервис»» (УО) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписаний управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по Красноярскому краю.
По мнению УО, судами не учтены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 261-ФЗ), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; суды не учли, что действующее законодательство и заключенные с собственниками жилых помещений договоры управления МКД не предусматривают безвозмездность ввода в эксплуатацию приборов учета воды.
Поводом для вынесения обжалуемых ненормативных актов ФАС России стала проверка, проведенная на основании ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с анализом исполнения управляющими организациями г. Красноярска законодательства в сфере ЖКХ антимонопольным органом направлен запрос в УО относительно взимания с владельцев помещений в МКД, находящихся под управлением указанной организации, платы за пломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды. УО подтвердила факт взимания платы за ввод в эксплуатацию (регистрацию и пломбирование) индивидуальных приборов учета (ИПУ) холодной и горячей воды.
На основании ст. 13 Закона № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1); собственники помещений МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5).
Однако ни нормы Закона № 261, ни иные нормативные правовые акты не содержат требований пломбировки мест установки прибора учета, как и не указывают на то, что действия по такой пломбировке являются обязательной частью процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию. Действующее нормативное правовое регулирование не возлагает на собственников помещений в МКД обязанности по возмездному приобретению услуги УО за опломбирование места установки прибора учета (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2012 по делу № А33-2818/2012).
Впоследствии, для предотвращения судебных споров постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в Правила № 354 были внесены изменения, которыми закреплено, что установленный прибор учета, в т. ч. после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (п. 81(14) Правил № 354).
Таким образом, УО с легкой руки законодателя были нагружены новой работой по опломбированию бесплатно установленных приборов учета гражданами или иными организациями, без возможности каким-то образом компенсировать свои затраты. То есть работы и ответственности в очередной раз прибавилось, а вот объем поступающих средств остался неизменным – в сочетании со значительной долей неплательщиков во многих МКД.