Skip to main content

Кабмин согласился с идеей ОНФ о необходимости введения обязательных гарантийных сроков на работы в сфере ЖКХ

к4К 1 июня истекают сроки исполнения целого ряда поручений в сфере повышения качества и эффективности расходования средств в сфере аварийного жилья, данных президентом России, лидером Народного фронта Владимиром Путиным по итогам второго «Форума действий» ОНФ. Члены рабочей группы «Качество повседневной жизни» на площадке комитета Госдумы по жилищной политике заслушали доклад чиновников Минстроя о выполнении ими этих поручений.

Директор департамента ЖКХ, энергосбережения и повышения энергоэффективности Минстроя Оксана Демченко сообщила, что в рамках исполнения поручения президента Минстрой предложил ввести экспертизу проектной документации малоэтажного строительства. «Оно осталось вне правового регулирования. Если мы возвращаем экспертизу документации, автоматически возвращается стройнадзор, профессионально осуществляющий контроль за строительством», – отметила Демченко. Как сообщила представитель Минстроя, министерством уже подготовлен соответствующий законопроект, который вносит изменения в Градостроительный кодекс. Он сейчас находится в правительстве РФ.

Кроме того, Демченко сообщила, что Минстрой предлагает усилить ответственность саморегулируемых организаций за некачественное исполнение их членами – строительными организациями – заказа на строительство жилья по программам аварийного жилья.

С некачественным жильем Минстрой предлагает также бороться с помощью введения обязательных для применения типовых контрактов на строительство, где, по словам Демченко, будут «жестко прописаны вопросы качества и быстрого реагирования по ходу строительства на возникающие проблемы». А также предлагается задействовать помощь общественных комиссий по оценке построенного жилья, которые уже созданы в 71 субъекте РФ.

Первый заместитель руководителя Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин отметил, что статистика выплат компенсаций СРО ничтожна. По его словам, руководитель Национального объединения саморегулируемых организаций на вопрос полпреда ЦФО о компенсационном фонде назвал сумму 30 млрд руб., при этом в 2014 г. было выплачено компенсаций на сумму 10 млн руб. Это ярко иллюстрирует то, что реальный механизм ответственности СРО за качество работ, выполненных ее участником, в настоящее время отсутствует.

Без понимания конкретного механизма, который хочет внедрить правительство, нельзя говорить о действенности предпринимаемых шагов в этом направлении, считает руководитель Центра независимого мониторинга исполнения поручений президента «Народная экспертиза» Николай Николаев, который недоумевает по поводу того, «какой механизм конкретно предусмотрен, когда возникает ответственность саморегулируемой организации, а также как и в каких случаях она реализуется».

Соответствующий приказ Минстроя уже разработан и проходит согласование, сообщила Демченко, но не раскрыла, каким образом будет повышена ответственность СРО.

Активисты ОНФ в ходе обсуждения обратили внимание на то, что общественные комиссии по оценке построенного жилья требуют нормативного закрепления статуса. Сейчас такие комиссии имеются в ряде регионов, но их мнение носит только рекомендательный характер, то есть позволяет заказчику его не учитывать.

С этим согласен зампред думского комитета по ЖКХ Александр Сидякин, который предложил развивать практику включения общественников в приемочные комиссии.

Член рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», руководитель общественной организации по защите прав собственников жилья «Наш дом» Светлана Калинина рассказала о том, что ОНФ был проведен мониторинг качества домов, построенных по программе переселения по всей стране. «Объемы некачественно построенного жилья, которые мы обнаружили в прошлом году, сохраняются», – отметила она. При этом она высказалась за то, чтобы обязать регионы приглашать общественные организации для контроля программ по переселению.

Активисты ОНФ обратили внимание Минстроя, что оно фактически сегодня отчиталось о выполнении поручения президента РФ о повышения качества жилья, возводимого по программам расселения аварийного жилья, и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на эти цели, только наполовину, так как малоэтажные дома, по признанию самих же чиновников, составляют лишь половину жилого фонда. Как будет решаться проблема для жильцов многоквартирных домов, где ситуация с качеством работ не лучше, пока непонятно.

«Также необходимо подумать об усилении ответственности за качество работ не только СРО, но и непосредственно заказчика и исполнителя работ. Без этого система не будет работать. Необходимо разобраться как минимум, почему имеющиеся законодательные рычаги наказания за злоупотребления в этой сфере не действуют», – заявила Калинина.

Эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Дмитрий Стерхов, директор юридического бюро «Правовая помощь», привел в пример плохое строительство по программе переселения в селе Первомайское Нижегородской области. «Заказчиком 12 одноэтажных домов как раз является городской округ. Через две недели проживания в этих домах жильцы за свой счет заменили пол, потому что он начал проваливаться», – рассказал он. Эксперты ОНФ отмечают, что некачественное жилье, в которое переселяют людей из аварийных домов, строится во многих регионах. На сегодняшний день в реестре такого жилья, который ведет Центр «Народная экспертиза», числятся около 70 домов в 22 регионах.

Все участники обсуждения отметили, что, безусловно, качество возводимого жилья – это проблема не только реализации программ расселения аварийного жилого фонда. И, возможно, универсальным и эффективным способом решения этой проблемы стало более активное использование гарантийных сроков строительных работ в сфере ЖКХ.

Силами активистов рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» был проведен мониторинг конкурсной документации в 83 регионах по вопросу установления гарантийных сроков капремонта. Только в 32 регионах в договорах предполагается использование гарантийных сроков. При этом самый продолжительный срок гарантии – пять лет (по Гражданскому кодексому РФ) – предусмотрен только в четырех субъектах. Это Ставропольский, Хабаровский края, Новгородская и Костромская области. Чуть меньше – четыре года – он составляет в Архангельской области, три года (рекомендация Минстроя) – в 14 регионах, два года – в Астраханской области.

Активисты ОНФ заявили о необходимости на уровне федерального законодательства прописать конкретный гарантийный срок на работы по капремонту. Представитель Минстроя поддержала это предложение и сообщила, что соответствующая поправка, предусматривающая обязанность установления гарантийного срока в пять лет для капитального ремонта, будет принята в пакете поправок в Жилищный кодекс, которые находятся сейчас в Госдуме, а для аварийного жилья проблема будет решаться через механизм обязательных типовых контрактов на строительство.

Расселение ветхого и аварийного жилья является одним из главных приоритетов «майских указов» президента РФ, лидера Народного фронта Владимира Путина. Глава государства поставил задачу до 2018 г. переселить людей из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Проблема была в центре внимания на втором «Форуме действий» ОНФ в ноябре 2014 г. По итогам форума президент дал поручение правительству принять меры, направленные на повышение эффективности использования средств бюджетов, предусмотренных на переселение граждан из аварийного фонда.

В апреле этого года правительство отчиталось о ходе расселения аварийного жилья, указав в своем докладе, что по состоянию на 1 марта расселено 120 тыс. кв. м (достижение целевого показателя за первый квартал – 96%). Новые квартиры получили 8,6 тыс. человек. Всего в 2015 г., по плану, необходимо расселить 2,76 млн кв. м жилья, в котором проживают около 178 тыс. человек. Однако по состоянию на 1 мая расселено только 226 тыс. кв. м, что составляет всего 8,2% от плана и позволяет усомниться в успешном выполнении задания на этот год. При этом в реестре «нового аварийного» жилья, который ведут специалисты Центра «Народная экспертиза», в настоящее время числятся около 70 домов в 22 регионах.

Источник: Общероссийский народный фронт