Кто отвечает за состояние дорог и повреждения на проезжей части
По закону полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.
Статьей 6 Федарального закона № 1759-1 от 18.10.1991 «О дорожных фондах РФ» предусмотрено, что каждый владелец автотранспортного средства должен уплачивать транспортный налог. Эти денежные средства направляются на строительство, содержание, ремонт и реконструкцию дорог. Основываясь на данном положении, можно утверждать, что за автовладельцем закрепляется, как обязанность по уплате транспортного налога, так и право на должное обеспечение состояния дорог на соответствующие суммы.
Вступивший в силу в конце 2007 года Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает ответственность дорожных служб за ДТП, вызванное некачественным ремонтом дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог» (ст.28).
Согласно действующего в России ГОСТ 50597-93 :
- Максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине — 15 см., по ширине — 80 см., по глубине — 5 см (п.3.1.2).
- Если дорожное покрытие не соответствует хотя бы одному из нормативу, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.
- Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток в зависимости от их классификации (п.3.1.1). На федеральных скоростных автомагистралях этот срок составляет не более 5 суток.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ ЕСЛИ ДАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ?
Управление коммунального хозяйства г.Уфы
В управление можно обратиться в следующих случаях:
- если Вы желаете узнать, когда будет произведен ремонт или реконструкция той или иной дороги или искусственного сооружения на ней (моста, путепровода);
- если Вы считаете, что дорога (или мост) находится в непроезжем состоянии, и ее пора ремонтировать или реконструировать;
- если вы обнаружили, что на объекте дорожной сети существует угроза чрезвычайной ситуации;
- если Вы стали свидетелем выполнения дорожных работ не по установленным нормам (не выставлены предупреждающие дорожные знаки, работы производятся в неподходящих погодных условиях и т.д.);
- если Вы считаете, что ремонт, капитальный ремонт, реконструкция или строительство дороги или моста были выполнены некачественно;
- если Вам известно, что дорога или мост являются бесхозяйными, т.е. не находятся ни в чьей собственности.
Во всех перечисленных и других случаях официальный ответ в письменном виде на бланке учреждения дается специалистами в течение 30 дней (при наличии контактных данных обратившегося).
ГИБДД УВД по г.Уфы
Эта организация, в числе прочего, осуществляет контроль за состоянием дорожно-уличной сети. Любой водитель может пожаловаться на яму на дороге, отсутствие дорожного знака, неработающий светофор и другие нарушения. В отделе ГИБДД УВД эти недостатки обобщаются, составляются акты, делаются при необходимости фотографии и в зависимости от того, какая организация отвечает за содержание, выдаются предписания с определенным сроком для устранения недоработок. После выдачи предписания сотрудник ГИБДД контролирует его исполнение. В случае, когда работа к сроку не выполнена, организация привлекается к административной ответственности, а также получает повторное предписание и новый срок на устранение. Если и это безрезультатно, информация о невыполнении предписаний направляется в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
Прокуратура
Если Вы считаете, что в части содержания дорог нарушены их права, то Вы вправе также обратиться в территориальные органы прокуратуры. Это может быть как коллективное, так индивидуальное обращение. Письменное обращение, поступившее в прокуратуру, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Затем прокуратура проводит проверку, по результатам которой может обратиться в суд, защищая права, как правило, неопределенного круга лиц.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ЯМУ НА ПЛОХОЙ ДОРОГЕ?
- Для начала нужно вызвать сотрудников ГИБДД для составления и оформления протокола о ДТП. До приезда инспекторов не следует трогать и сдвигать автомобиль с места. Постарайтесь сразу же найти минимум двух свидетелей аварии (можно родственников), записать их телефоны и адреса (желательно паспортные данные).
- Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений. Если нет, то настаивайте на обязательном внесении этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых. Потребуйте, чтобы вам сразу же выдали копию протокола.
- Обязательно сделайте фотографии ямы, участка дороги, поврежденного автомобиля. Можно сделать снимки на мобильный телефон. По возможности, лучше снять видео. Дело в том, что после того, как ГАИ проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть «залатать» яму до судебного разбирательства, будто ничего и не было. Поэтому на руках должны быть фото- или видео доказательства существования трещины, желательно с указанием даты и времени съемки.
- Составляя акт, который потом нужно будет приложить к фото, укажите, где и когда велась съемка, что конкретно изображено на фото и видео. Важно также помнить, что в законодательстве РФ есть норма, требующая для проведения экспертизы подлинности фото- и видеоаппарат, на котором они делались.
- Не забудьте вписать в акт все данные свидетелей. Обязательно должна присутствовать подпись – ваша и свидетелей. Только после этого вы и ваш автомобиль можете покинуть место ДТП. В случае какого-либо дискомфорта по здоровью после аварии, стоит обратиться в поликлинику, так как у водителя и пассажиров пострадавшего авто могут быть скрытые травмы, что лучше задокументировать.
Далее, когда ГИБДД оформит все документы, постарайтесь снять с них копии и держать ситуацию на контроле, включая личное присутствие на группе разбора. Инспектора ГАИ должны также проинформировать водителя о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась злополучная яма. Важно добиться от ГИБДД данных о компании, которая выступит ответчиком в суде. Но если сделать этого все-таки не удается, можно обратиться в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд.
После того, как данные об ответчике получены, можно сперва послать виновникам-дорожникам требования о возмещении вреда с предложением добровольного урегулирования. На время для раздумья у последних есть месяц. А сумму ущерба лучше вычислить в специализированной оценочной фирме. Если «по-хорошему» решить проблему не получилось, дальше дорога только в суд. Тут важно правильно и подробно составить исковое заявление, приложить к нему все имеющиеся материалы и документы, после чего подать в районный суд по месту нахождения ответчика. Правда, если в результате аварии здоровью водителя был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.Процесс возмещения ущерба в данной ситуации, безусловно, не легкий и долгий, но вполне вероятно, что дело решиться в пользу пострадавшего водителя.
К слову, ответственность можно возложить не только на дорожников, но и на автоинспекторов. Как указано в пункте №58 Дорожного регламента ГИБДД, который вступил в силу 1 сентября 2009 года, придя на смену «Наставлениям по работе ДПС» от 1999 года, сотрудник ДПС должен осуществлять регулирование дорожного движения, если есть «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ и другие случаи осложнения дорожной обстановки». А делать это можно лично, либо установив временные дорожные знаки и указатели, ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (конусами, сигнальной лентой и другими). Формулировка, конечно, не конкретная, но как основание для суда подходит и она.