Skip to main content

ОНФ призывает остановить разбазаривание объектов ЖКХ под видом исполнения поручения президента

2015120801Эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» провели мониторинг проектов концессионных соглашений по передаче объектов ЖКХ в частные руки, осуществляющихся в регионах во исполнение поручения президента о повышении эффективности жилищно-коммунального хозяйства.

Однако, как выяснили активисты ОНФ, большинство концессий не соответствуют сути поручения президента: часто не предусматривают никаких обязательств концессионеров реконструировать переданные им объекты ЖКХ, внедрять новые технологии и снижать аварийность, а заявленные объемы инвестиций в принципе не могут обеспечить выполнение этих задач. Эксперты ОНФ призывают правительство остановить бездумную раздачу госимущества и четко прописать обязательства концессионеров в законодательстве. В противном случае вместо модернизации коммунального хозяйства страна получит лишь очередной виток роста тарифов.

Экспертами ОНФ было проанализировано 1 тыс. 461 концессионное соглашение в сфере ЖКХ, размещенное в настоящий момент на сайте Минстроя (655 из них – уже завершены). Однако оказалось, что почти четверть этих соглашений (24%) заключается не более чем на три года – недостаточный срок для проведения реконструкции и возврата вложенных инвестиций. По сути, как отмечают эксперты Народного фронта, такие соглашения не имеют отношения к концессии, а являются простой передачей объектов в аренду на краткосрочный период.

Оптимальный же срок для проведения модернизации объекта без резкого повышения тарифов – главное условие концессии – составляет 15 и более лет. Однако количество таких соглашений составляют всего 12,6%. Почти треть концессий заключаются на 5–10 лет (30%). Это дает основание полагать, что такие соглашения рассчитаны в первую очередь на извлечение прибыли из объекта, а также не позволят инвесторам при возврате инвестиций избежать значительных темпов роста тарифов.

В поручении президента РФ от 9 июля 2013 г., данном по итогам Государственного совета, говорится о необходимости снизить к 2017 г. не менее чем в 1,5 раза количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, а к 2018 г. уменьшить до нормативного уровня технологические потери коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.

«По нашему мнению, Минстрой должен разработать типовое концессионное соглашение в сфере ЖКХ с обязательным включением целевых показателей, установленных президентом, – считает эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ, депутат Госдумы Валерий Гальченко. – Требования модернизировать объекты концессии прописаны в законе «О концессионных соглашениях». Но к каким целевым показателям стремиться и кто их устанавливает в законе – не указано».

Мониторинг ОНФ показал, что в большинстве проектов соглашений и технической документации отсутствуют требования по снижению количества аварий и теплопотерь. В тех же случаях, когда такие требования установлены, они значительно ниже, чем прописаны в поручениях главы государства.

Кроме того, заявленные объемы инвестирования могут обеспечить лишь проведение частичного текущего или косметического ремонта. Так, в Республике Татарстан по концессионному соглашению сроком на один год передано шесть котельных и пять объектов водоснабжения. При этом предельный размер инвестиций не превышает 60 тыс. руб. на один объект (всего на 11 объектов 600 тыс. руб.). В Уйском районе Челябинской области требования к инвестору котельной еще ниже: 160 тыс. руб. за три года. В результате вместо полноценного ремонта проводятся работы по побелке, штукатурке внутренних стен здания и покраске оконных рам.

В Малоярославецком районе Калужской области в концессионном соглашении сроком на 15 лет установлено задание по замене тепловых сетей и реконструкции котельной без указания конкретных мероприятий и их ориентировочной стоимости. Концессионер, получая объект ЖКХ, инвестирует собственные средства только по истечении четырех лет с момента заключения соглашения и в размере всего 370 тыс. руб. ежегодно.

При этом банковские гарантии, призванные обеспечить добросовестную работу концессионера и страхующие граждан от того, что владелец котельной, собрав платежи, не скроется вместе с ними, нередко либо очень низкие (50 тыс. руб.), либо, как, например, в Варненском и Уйском районах Челябинской области, вообще отсутствуют.

«Такие случаи просто вопиющи. Президент поручил передать объекты ЖКХ в концессию именно для того, чтобы снизить уровень аварийности и провести модернизацию, а в регионах услышали только одно поручение – по-быстрому передать все в частные руки. При этом раздача объектов происходит при прямом игнорировании требований Владимира Путина – Минстрой не упоминает о них ни в проектах соглашений, ни в уже заключенных договорах. Хотя времени для внесения изменений, разработки типового концессионного соглашения с учетом президентского поручения было более чем достаточно», – подчеркивает Валерий Гальченко.

ОНФ обратил внимание на проблему концессий в ЖКХ после того, как журналисты г. Бердска (Новосибирская область) обратились в Центр правовой поддержки журналистов с сигналом о том, что чиновники не предоставляют информацию о состоянии теплового хозяйства города и перспективах его развития, в то время как власти планировали передать на сомнительных условиях в концессию на 25 лет объекты городского теплоснабжения.

Эксперты отмечают, что в Бердске Новосибирской области на период объявления администрацией города конкурса на сдачу объектов теплоснабжения в концессию значительная (по стоимости) часть имущества находилась под арестом. Но, тем не менее, 8 сентября 2015 г. концессионное соглашение было подписано и только после того, как Бердский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области не зарегистрировал данное соглашение в положенные сроки, был обнаружен факт запрета регистрационных действий в отношении указанного имущества.

«Нынешнее законодательство содержит лишь общие требования к концессионным соглашениям, но не включает конкретных целевых показателей, не предусматривает ответственности концессионеров за неисполнение условий концессии по модернизации. Итогом такой бездумной передачи в частные руки станет возврат объектов государству через 10–15 лет в еще худшем состоянии, что неизбежно приведет к росту тарифов для населения. Необходимо внести изменения в законодательство, конкретизирующее обязательства концессионеров. Минстрой в свою очередь должен контролировать процесс передачи объектов ЖКХ, иначе произойдет простое разбазаривание имущества. Мы направим в правительство и Контрольное управление президента результаты нашего мониторинга и надеемся на оперативные и адекватные решения по серьезной корректировке ситуации с фактическим разбазариванием объектов ЖКХ под видом исполнения поручения президента», – резюмирует Гальченко.

Источник: Общероссийский народный фронт