О создании региональных систем расчетов за жилищно-коммунальные услуги
Серьезным инструментом, направленным на исключение возможности мошенничества управляющих организаций, а именно вывода финансовых средств, полученных ими от потребителей за коммунальные услуги – коммунальные ресурсы, поставленные ресурсоснабжающими организациями, при плавном переходе на систему прямых договорных отношений между потребителями и РСО, должна стать система расчетов за жилищно-коммунальные услуги, созданная на основе информационно-расчетных центров в лице кредитных организаций и направленная на обеспечение доведения своевременно и в полном объеме платежей потребителей непосредственно до исполнителей и ресурсоснабжающих организаций.
Проблема неплатежей за поставленные ресурсы по-прежнему лидирует в списке причин низкой эффективности жилищно-коммунальной сферы. Иски, предъявляемые ресурсоснабжающими организациями по взысканию просроченной задолженности, – наиболее частый случай судебного разбирательства. Низкая платежная дисциплина управляющих организаций уже стала притчей во языцах. Не удается исключить возникновение фирм-однодневок, собирающих с населения плату за поставленные коммунальные ресурсы и исчезающих затем бесследно, не уменьшается количество судебных исков к недобросовестным руководителям управляющих организаций, председателям ТСЖ, практикующим мошеннические схемы.
Обеспечение в таких условиях надежного энергоснабжения потребителей оказывается под вопросом. А от состояния платежной дисциплины за энергоресурсы напрямую зависит энергетическая безопасность региона.
И хотя причин такого положения вещей множество, в отрасли складывается мнение, что решающим фактором является посредническая природа деятельности управляющих организаций в сфере предоставления коммунальных услуг. Данные организации, не вырабатывая электрическую или тепловую энергию, не поставляя коммунальные ресурсы и не имея для этого соответствующего технологического оснащения, управляют серьезными финансовыми потоками, солидными объемами денежных средств граждан – потребителей этих ресурсов.
Согласно нормам Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги по общему правилу вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма управляющей организации.
Жилищный кодекс РФ предоставляет собственникам помещений в МКД право вынести на общем собрании решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Это решение будет действовать также в отношении наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в этом доме. Такое решение может быть вынесено как в отношении всех коммунальных услуг, так и лишь по части из них. В дальнейшем, при внесении платежей в соответствии с решением собрания, будут считаться исполненными обязательства соответствующих лиц перед управляющей организацией, отвечающей за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в данном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Однако, в силу собственной пассивности, собственники помещений в многоквартирных домах чрезвычайно редко реализуют упомянутое право.
Актуальной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги в части создания правовых основ деятельности активно возникающих в последнее время на региональном и муниципальном уровнях информационно-расчетных центров, наведения порядка в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги и обеспечения доведения своевременно и в полном объеме платежей, внесенных потребителями жилищно-коммунальных услуг, непосредственно до исполнителей и ресурсоснабжающих организаций.
В настоящее время экспертным сообществом активно обсуждается идея о наделении на законодательном уровне высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) правом принимать решение о функционировании в субъекте РФ информационно-расчетного центра (ИРЦ). При этом ИРЦ может быть создан, отобран на конкурсной основе или определен в порядке, определяемом нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Предполагается, что в субъекте РФ может функционировать несколько ИРЦ.
Более подробно о функциях ИРЦ и возлагаемых на него задачах читайте в №11 2015 журнала «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера».
Автор: М.Э. Разумов, эксперт