Skip to main content

Просроченная задолженность в сфере ЖКХ: причины, способы ликвидации

Проблема неплатежей за жилищные и коммунальные услуги всегда была очень болезненной для предприятий ЖКХ. В настоящее время их заинтересованность в своевременном поступлении платежей особенно актуальна из-за изменения системы финансирования, сопровождающегося повышением ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и снижением уровня бюджетных дотаций.

Актуальность проблемы

При низких ставках и тарифах на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) финансовое положение отраслевых предприятий главным образом зависело от дотаций из бюджета, а не от платежей населения (хотя учет велся достаточно обстоятельно). Теперь картина изменилась: предприятие, оказывающее жилищно-коммунальные услуги, получает только то, что было заработано, а это стимулирует деятельность, как и положено финансовому механизму. Выиграет тот, кто ответственно относится к своей работе и способен предложить комплекс качественных услуг. Чтобы обеспечивать качество услуг, необходим бесперебойный поток финансовых поступлений от населения. Однако проблемы с оплатой в сфере ЖКХ в последнее время усугубляются.


Пример

По итогам II квартала 2012 г. объем задолженности в отрасли ЖКХ составил 569 млрд руб. Рост задолженности с 1 апреля 2012 г. составил 13,9%, или 69 млрд руб. в денежном выражении (без учета взаимных долгов поставщиков ресурсов).


Оценка касается только задолженности конечных потребителей (населения, управляющих организаций, прочих юридических лиц, включая промышленный сектор). Такое ограничение логично, поскольку именно эти долги служат причиной неплатежей между поставщиками ресурсов, и решение долговых проблем потребителей сразу же скажется на расшивке неплатежей между “ресурсниками”.

Причины возникновения задолженности

Аналитики отмечают несколько причин возникновения задолженности за услуги ЖКХ. К основным можно отнести:

  • низкий уровень платежной дисциплины всех групп абонентов.

К сожалению, в отношении коммунальных услуг часть потребителей руководствуется принципом “платить в последнюю очередь или не платить вообще”. Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен политическими лозунгами о том, что энергоресурсы это и так общее достояние, нынешние тарифы несправедливы и, следовательно, за тепло, электричество и газ можно не платить. Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей – физических лиц бытует устоявшаяся идиологема, характеризующая потребленные ресурсы и услуги не как коммерческий продукт, за который надо платить, а как некое естественное приложение, одного порядка с такими природными явлениями, как день и ночь. То есть наступают холода – и батареи должны теплеть. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, достигает астрономических величин. Данные наблюдения подтверждаются итогами исследования, проведенного Morgan&Stout в 2012 г. Было выявлено, что подавляющее количество должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром. Еще до 50% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, что также можно рассматривать как определенного рода лукавство и стремление найти вескую причину собственных неплатежей.

Что касается неплательщиков – юридических лиц, то и у них платежная дисциплина в массе своей отсутствует как понятие, накопленные долги часто не воспринимаются в качестве таковых вплоть до момента судебных разбирательств;

  • наличие недобросовестных посредников в системе расчетов за коммунальные ресурсы. Несовершенство правовой базы взаимодействия поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов.

Реформа ЖКХ и изменение схемы организации снабжения коммунальными ресурсами породило проблему финансово необеспеченного посредника в системе расчетов. По существующим правилам, создать управляющую организацию очень просто – нужно всего лишь пройти обычную процедуру регистрации (предприятия или индивидуального предпринимателя) и указать в уставе вид деятельности. При этом лицензирование отсутствует и профессионального опыта не требуется. После регистрации компании в ее распоряжение сразу же поступают значительные финансовые средства в виде платежей граждан за коммунальные услуги. По разным оценкам, они составляют до 80% оборота такой компании.

Однако законодательством не предусмотрено никакой ответственности за нецелевое использование средств, так как управляющая организация отвечает только перед жильцами. Деятельность лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, зачастую является непрозрачной для собственников помещений, участие органов местного самоуправления в оказании поддержки гражданам по вопросам управления многоквартирными домами находится на низком уровне. Нет и гарантий со стороны управляющей организации на оплату по договору с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Все это создало условия для появления на рынке недобросовестных управляющих организаций, которые используют пробелы в законодательстве, чтобы присваивать деньги населения, перечисленные на оплату коммунальных услуг.

Прекращение или ограничение подачи какого-либо вида энергии гражданам, не оплачивающим ее своевременно, в качестве меры гражданско-правовой ответственности потребителей не было предусмотрено ни одним из действующих законодательных актов – ни Гражданским, ни Жилищным кодексами РФ, ни другими законодательными и нормативными актами. Из-за невозможности эффективно работать с собственной дебиторской задолженностью многие добросовестные управляющие организации не способны своевременно оплачивать свои счета за коммунальные ресурсы, поставленные РСО;

  • неэффективное управление дебиторской задолженностью со стороны поставщиков.

Попытки взыскания просроченной задолженности силами и ресурсами поставщиков показали, что была взыскана крайне незначительная часть задолженности, остальное либо до сих пор находится на стадии судебного и исполнительного производства, либо списано как задолженность с просроченными сроками исковой давности, а что-то остается по-прежнему на балансе компаний, отражаясь из года в год в финансовой отчетности. При этом для РСО к проблемам неплатежей добавляется рост издержек, связанный с отвлечением ресурсов компаний на непрофильную деятельность;

  • несовершенная система учета поставленных ресурсов. Недостаточный уровень оснащенности, прежде всего, жилищного фонда, современными приборами учета.

Региональные аспекты задолженности

Состояние, технические и экономические особенности жилищно-коммунального комплекса существенно варьируются в зависимости от экономического и географического положения субъекта РФ, а также внутри регионов между отдельными муниципальными образованиями. При описании долговых проблем отечественного ЖКХ в региональном аспекте необходимо принимать во внимание массу факторов:

  • историю развития;
  • особенности инфраструктуры;
  • климатические зоны;
  • ментальность потребителей;
  • территорию страны.

Все они оказывают огромное влияние на возникновение и объемы проблемных долгов.


Пример

Продолжительность отопительного сезона в северных регионах страны определяет наличие больших объемов задолженности за тепловую энергию, несмотря на меньшую численность населения в сравнении с центральными и южными регионами.


Значительную роль играют сложившиеся региональные обстоятельства: устоявшаяся система расчетов с поставщиками ресурсов, политика и политическая воля местных властей, наличие ответственных управляющих организаций и ТСЖ.

Текущее распределение задолженности по федеральным округам выглядит следующим образом:


Федеральный округ Общая задолженность, млрд руб. В том числе население, млрд. руб.
Уральский 114 17
Приволжский 110 21
Центральный 102 26
Северо-Западный 81 15
Северо-Кавказский 52 11
Сибирский 50 9
Южный 45 10
Дальневосточный 15 4
Всего 569 113

Среди федеральных округов наибольшие объемы задолженности аккумулируют Уральский, Приволжский и Центральный. Образно выражаясь – самые промышленные (УФО и ПФО) и самый населенный (ЦФО). Необходимо сразу оговориться, что использовать прямое сравнение федеральных округов по объему задолженности некорректно – округа отличаются друг от друга:

  • по количеству регионов,
  • по объемным характеристикам (экономическому развитию, численности населения, социальным параметрам, климатическим условиям).

В связи с этим “лидерство” того или иного федерального округа носит условный характер, так как объем задолженности скорее отражает масштабы региональных экономик, которые определяют объем, длительность и характер потребления коммунальных ресурсов, нежели указывает на недочеты по работе с дебиторской задолженностью (хотя и такие примеры, безусловно, есть).

При наблюдении за динамикой изменения задолженности во II квартале 2012 г. отмечено замедление темпов ее роста в Уральском (на 6,4 пункта) и Северо-Западном (на 2 пункта) федеральных округах, однако это снижение не компенсировало общий темп увеличения объема задолженности в стране во II квартале.

Наиболее полно, на наш взгляд, картину с задолженностью характеризует не абсолютное значение, а размер коммунальной задолженности населения в расчете на домохозяйство. Данный показатель наглядно демонстрирует глубину проблемы, связанную с несвоевременной оплатой услуг и ресурсов ЖКХ со стороны самой массовой группы абонентов – населения.


Для справки

По размеру коммунальной задолженности населения в расчете на домохозяйство абсолютное лидерство держат регионы Северо-Кавказского федерального округа. На втором и третьем месте находятся регионы Уральского и Северо-Западного федеральных округов.


Необходимо отметить, что если на Северном Кавказе проблема жилищно-коммунальных долгов носит системный характер и затрагивает практически все регионы округа, то на северо-западе основной вклад в негативную статистику вносят Мурманская область и Республика Коми, а в Уральском федеральном округе – Свердловская область. Свои “чемпионы” есть и в сравнительно благополучных округах: в Сибирском, где размер долга на домохозяйство наиболее низкий, –– это Республика Тыва с совершенно астрономическим значением этого показателя – 8 тыс. руб. И только низкие объемные характеристики республики позволили другим регионам СФО сгладить общую статистику.

Как работают с проблемой задолженности местные власти

Оговоримся, что не везде местная власть проявляет высокую активность в вопросах урегулирования задолженности в отрасли. Очень часто органы местного самоуправления пытаются решать частные долговые случаи, избегая системного подхода к решению проблем. Но есть и позитивные примеры, когда региональные власти практикуют системный и, главное, последовательный подход к решению проблем отрасли на своей территории.  

Полный текст статьи можно прочитать в журнале «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»

Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», № 10, 2012

Автор:ДимитриосСомовидис, генеральный директор Morgan&Stout