Skip to main content

Анализ рынка управления многоквартирными домами в Российской Федерации

Ассоциация организаций ЖКХ содействия развитию жилищного контроля и надзора (АСЖКН) провела мониторинг жилищного фонда страны.

В результате исследования установлено, что на безбрежном поле по имени «жилищный фонд Российской Федерации» в настоящее время работают 14,8 тыс. управляющих компаний (УК), 73,3 тыс. ТСЖ, 11,5 тыс. ЖСК и значительным объемом жилфонда управляют непосредственно сами граждане.

Очевидно, что непосредственное управление собственниками жилья осуществляется в районах с малоэтажным жилищным фондом, в частности, %: Ставропольский край – 67,7; Северная Осетия – Алания – 62,3; Республика Бурятия – 60; области: Омская – 38,2; Тамбовская – 32,1; Вологодская – 32; Республика Саха (Якутия) – 31,7; Приморский край – 30,36.

Распределение жилищного фонда по способу управления

Рост количества ТСЖ был связан с требованием Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» о том, что для получения финансовой поддержки Фонда ЖКХ не менее 10% жилищного фонда в регионе должно управляться ТСЖ. Наибольшая численность ТСЖ на 1 млн кв. м жилого фонда: в Ивановской – 82; Белгородской – 73,4; Брянской – 62 областях; Москве – 48,5 при средней по стране – 22 ТСЖ на 1 млн кв. м, а минимальное – в республиках Дагестан – 3,5; Чечня – 3,2; Ингушетия – 2,8, и в Чукотском автономном округе только 2 ТСЖ на 1 млн кв. м жилищного фонда региона. В этих субъектах просматривается перекос в сторону УК.

Ситуация с УК также различна: в некоторых регионах преобладают частные компании, а в других – муниципальные предприятия. Больше всего УК в Республике Саха (Якутии) – 12 на 1 млн кв. м жилфонда; Камчатском крае – 10,8; Сахалинской области – 10; Чукотском АО – 10; Архангельской области – 10,5; Пермском крае – 8,8; Тюменской области – 8,5; Ханты-Мансийском АО – 8,35; Калининградской области – 8,27 при среднестатистическом показателе в целом по стране 4,45. Это говорит о том, что данные регионы выбрали УО как наиболее совершенную форму организации управления жилищным фондом. И минимальное их количество в Чеченской Республике – 0,36; Санкт-Петербурге – 1,43; Республике Дагестан – 1,66; Пензенской области – 1,75; Республике Адыгея – 1,9.

Здесь очевидна концентрация жилищного фонда региона в управлении незначительного числа УК, что говорит о недостаточной развитости конкурентной среды в данной сфере.

Качество управления

Посмотрим, влияет ли такая расстановка сил на качество управления жилищным фондом и, если влияет, то каким образом.

Всего за 2013 г. по данным государственных жилищных инспекций субъектов РФ выявлено 1,3 млн нарушений в жилищной сфере, в среднем по стране – 392 нарушения на 1 млн кв. м жилищного фонда. Наибольшее число нарушений зафиксировано в Республике Коми – 2470, Ярославской области – 1690, Республике Мордовии – 1522, Пензенской области – 1297, Республике Карелии – 1273, Республике Калмыкии – 1161 и Ненецком АО – 1020 нарушений на 1 млн кв. м жилфонда. Минимальные показатели в Приморском крае – 15, Псковской – 22, Ленинградской – 30, Астраханской – 35, Челябинской – 37 областях, Карачаево-Черкесской Республике – 69, Воронежской – 75, Ростовской – 75, Томской – 76, Новгородской – 86, Тамбовской – 87, Тульской – 99 областях и Алтайском крае – 99.

Имеется еще один объективный показатель – сумма предъявленных штрафных санкций к нарушителям жилищного законодательства Российской Федерации в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Всего за 2013 г. по данным из тех же источников оштрафовано УК, ТСЖ, ЖСК и непосредственно управляющих жилищным фондом граждан на сумму 1500 млн руб. при среднем показателе 0,46 млн руб. на 1 млн кв. м жилфонда. Наибольшие показатели здесь имеют Санкт-Петербург – 3,9; Москва – 2,3; Ярославская область – 1,62; Камчатский край – 1,42; Республика Карелия – 1,14; Самарская область – 1,12; Ямало-Ненецкий АО – 1,1; Республика Саха (Якутия) и Костромская область – по 1,01 млн руб. на 1 млн кв. м жилфонда. В этих регионах работают наиболее результативные государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Отсюда можно сделать вывод, что строгий спрос с нерадивых управленцев в жилищной сфере, применение экономических рычагов влияния в этих вопросах – объективная необходимость в рыночных условиях управления МКД.

И для контраста: наименьшее количество штрафных санкций наложено в Тамбовской – 0,01; Псковской и Челябинской областях – по 0,02 млн руб. на 1 млн кв. м жилого фонда, т. е. там, где и нарушений госжилинспекции практически не выявили. Здесь просматриваются мягкотелость и низкий уровень требовательности органов госжилнадзора к управляющим жилищным фондом организациям, что явно не идет на пользу гражданам, проживающим в этих регионах: быть «добренькими» за счет снижения уровня качества предоставляемых населению жилищных и коммунальных услуг неприемлемо.

Лицензирование управляющих МКД

Даже при таком в принципе поверхностном анализе становится понятно, что проблемы в этой сфере имеют глубинный характер и их не решить простыми методами, так как прямые действия срабатывают не всегда. В последнее время в обществе появились завышенные ожидания относительно введения лицензирования управляющих жилищным фондом организаций. Стало бытовать мнение, что этот путь – единственное спасение отрасли. Но это не совсем так. Безусловно, вводимые меры будут способствовать дальнейшему наведению порядка в жилищной сфере. В сочетании с иными формами работы, такими как подробное раскрытие информации о деятельности УК, осуществление новых подходов в вопросах надзора и контроля в жилищной сфере и совершенствование взаимодействия с общественными организациями, будут происходить позитивные изменения. Но, изучая представленную таблицу, начинаешь понимать многоплановость, противоречивость и сложность ситуации. И если мы решим оценить весь жилищный фонд страны по ряду объективных параметров, например количеству жилищного фонда в каждом регионе, сроку эксплуатации, капитальности, этажности, степени благоустройства и комфортности, географическому и климатическому расположению регионов, то картина получится еще более неоднородная.

Тем не менее все наши усилия должны быть направлены на безусловное решение задач, поставленных в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В проекте Федерального закона № 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), внесенном депутатами Государственной Думы, предлагается возложить функции лицензирования на органы государственного жилищного контроля и надзора, поэтому члены АСЖКН обсудили этот законопроект и высказали свои соображения.

Полностью с Анализом рынка управления многоквартирными домами можно ознакомиться в журнале «Управление многоквартирным домом», № 05, 2014.

Автор: Н.А. Васютин, президент Ассоциации организаций ЖКХ содействия развитию жилищного контроля и надзора (АСЖКН)