Skip to main content

Комитет ГД по энергетике форсирует принятие «своего» законопроекта о повышении платежной дисциплины

ДолжникГлава Комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев дал участникам экспертной секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» неделю на сбор и подготовку предложений для второго чтения законопроекта

На заседании профильной экспертной секции 24 сентября глава думского комитета по энергетике сообщил, что намерен активизировать работу по продвижению принятого в прошлом году в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». Об этом РИА «Энергетика и ЖКХ» рассказал один из организаторов совещания – заместитель руководителя экспертной секции Максим Ланда.

По его словам, после принятия закона в первом чтении в декабре 2013 года у экспертного сообщества возникло множество дополнений, что притормозило дальнейшее движение документа. За это время свои предложения, во многом дублирующие инициативы Комитета по энергетике, в виде законопроекта оформил Комитет по жилищной политике и ЖКХ. Правда, в отличие от варианта энергетиков, проект закона «соседнего» комитета объединяет в себе все направления жилищно-коммунального хозяйства – водоснабжение, водоотведения и т.д.

В связи с постоянным и уже критическим ростом долгов перед производителями тепловой и электрической энергии Комитет по энергетике решил ускорить рассмотрение своего законопроекта и актуализировать его для рассмотрения во втором чтении. Для этого Иван Грачев попросил экспертов секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» сформировать свои предложения и дополнения к документу в течение 7-10 дней.

Грачев неслучайно обратился именно к экспертам этой секции, поскольку она объединяет представителей всех сегментов энергорынка, включая отраслевые НП и общественные организации. В течение двух лет эксперты в рамках проекта «Честный энергетик» собирали предложения экспертов для повышения платежной дисциплины в отрасли и транслировали их на разные уровни исполнительной и законодательной власти. Часть этих инициатив и вошла в оба законопроекта.

Напомним, законопроект Минэнерго предлагает ряд мер, которые должны способствовать укреплению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. В их числе установление твердого размера неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии или услуг по передаче электрической энергии на уровне 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа. Это примерно 17,7% годовых. Население будет платить повышенную пеню, начиная с 61 дня просрочки.

Также предлагается ввести систему банковских или муниципальных гарантий оплаты для так называемых «неотключаемых» потребителей. При аренде муниципального имущества в состав конкурсной документации арендатора-участника предлагается включать требования по предоставлению банковских гарантий по оплате электроэнергии по заключенным договорам с гарантирующим поставщиком и поставщиком газа. Если победитель конкурса не предоставляет безотзывную банковскую гарантию или расторгает договор энергоснабжения, собственник систем водо — и теплоснабжения, по сути, муниципалитет обязан в одностороннем порядке расторгнуть с ним договор аренды.

Еще одно предложение – введение субсидиарной ответственности собственника и концедента систем водо — и теплоснабжения за невыполнение требований по одностороннему расторжению договора аренды с арендатором этого имущества по причине не предоставления последним банковских гарантий поставщикам энергоресурсов.

Также вводится административная и уголовная ответственность за кражу энергоресурсов, за самовольное подключение и за невыполнение мероприятий по ограничению энергоснабжения, за несанкционированное восстановление энергоснабжения.

При этом на управляющие компании, которые зачастую оказываются самыми злостными неплательщиками, условие о предоставление гарантий пока не распространяется.

Источник: Центр муниципальной экономик