Непосредственное управление в многоэтажках прекращает свое существование
С 1 апреля 2015 года такая форма управления многоквартирными домами, как непосредственное управление, фактически перестанет существовать: непосредственное управление разрешили оставлять лишь в домах с числом квартир не более 16.
В настоящее время действующий Жилищный кодекс (ЖК РФ) разрешает собственникам жилья выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД): 1) непосредственное управление (НУ); 2) создание ТСЖ, жилищного или иного потребительского кооператива; 3) управление управляющей организацией, которую в обиходе называют управляющей компанией (УК).
Многие специалисты называют НУ самым демократичным способом управления для домов с относительно небольшим количеством квартир, до 60-80: жильцы сами решают все вопросы, связанные с управлением и обслуживанием МКД, сами реализуют решения, принятые на общем собрании. При этом не создается и не приглашается «надстройка» — юридическое лицо для управления домом, жильцы платят меньше «накладных» расходов, поскольку сами определяют, сколько и на что им тратить своих денег и как их собирать. Нет и коллективной ответственности за оплату коммунальных и иных услуг: каждый жилец оплачивает их напрямую ресурсоснабжающим организациям, минуя посредников в лице ТСЖ или УК, которые не всегда спешат отправить эти платежи коммунальщикам.
Но государству удобнее иметь дело не с отдельными личностями, а с коллективами и организациями, с которых и спросить можно сразу за всех, и налоги взять, и ответственность возложить, если что. Поэтому с самого начала вступления нового Жилищного кодекса РФ в действие непосредственное управление считалось пасынком, а то и случайным нежелательным ребенком в стройной семье-системе жилищно-коммунальных отношений. Но, коль уж он появился на свет, избавиться от него сложно , а вот как-то ограничить в правах можно. Например, дома с НУ изначально были выброшены из программ капитального ремонта МКД, проводившегося за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ: мол, вы не юрлицо, не можете иметь собственный счет, так куда же вам перечислять средства на капремонт и как потом их контролировать? Правда, позже, когда в Жилищный кодекс ввели обязательные взносы жильцов на капремонт, согласно региональных программ, выяснилось, что и счета дома с НУ открывать могут, и контроль за деньгами будет, и ремонт сделают. Затем появилось еще одно новшество: если в доме с НУ более 12 квартир, то надо обязательно заключить договор на обслуживание дома с управляющей организацией. Самим заниматься вопросами электрики, сантехники, уборки территории — ни-ни.
Но при всем этом непосредственное управление оставалось довольно привлекательной формой ухода за своим домом для многих собственников, и в последнее время участились случаи перехода из ТСЖ или от УК в НУ. Непорядок, решили наверху, надо принимать кардинальные меры. И приняли поправки в Жилищный кодекс, которые 21 июля сего года подписал президент (закон № 255-ФЗ п.5 ст.7 ). В большей своей части эти объемные изменения посвящены лицензированию управляющих компаний, но в них нашлась пара строчек и по нашей теме. Отныне непосредственное управление могут избрать только те МКД, в которых количество квартир не превышает 16. А те дома, где квартир более 16 и ранее было выбрано НУ, должны до 15 апреля 2015 года изменить форму управления на одну из двух оставшихся: ТСЖ или УК. Если они не сделают это сами, то муниципалитет «принудительно» объявит конкурс по отбору управляющей организации.
Таким образом, непосредственное управление для многоэтажек ликвидируется как класс, поскольку МКД, в которых до 16 квартир, как правило, максимум двухэтажные. и в основном это ветхое жилье возрастом от полувека и старше, У всех остальных выбор: либо создавать ТСЖ а это юрлицо со всеми вытекающими (налоги, отчетность, затраты на управленцев и т. д), либо «отдаваться» какой-нибудь УК, надеясь, что она, теперь уже с лицензией, не будет просто машиной по выжиманию денег из жильцов.
Источник: эксперт А.Жильцов; ФЗ-№255 п.5ст.7 от 21июля 2014года