С 1 ноября петербуржцы начнут платить за капитальный ремонт домов
Корреспондент dp.ru Надежда Фёдорова — о принципиальных различиях между капитальным ремонтом домов в России и Европе.
В эту субботу, 1 ноября, в листках квартплаты петербуржцев появится новая строчка — «за капремонт». Так в условиях нарастающего дефицита бюджета власти нашли свое лекарство от кризиса и ветшающих домов. В большинстве стран Европы, например в соседней Финляндии, жители давно сами платят за эти работы, как результат — отремонтированные дома и ответственные собственники. Приведет ли новый механизм в России к тому же эффекту, пока не ясно, между подходами есть несколько принципиальных различий.
Большинство многоквартирных домов в Финляндии принадлежат жилищным акционерным обществам. Они отличаются от наших ТСЖ тем, что общество владеет домом — всеми стенами и сетями. Покупая квартиру, человек на деле покупает акции, по количеству пропорциональные площади квартиры. Площадь определяет и право голоса — если у одного акционера квартира 100 м2, то у него в 2 раза больше голосов, чем у владельца 50 м2.
Акционерное общество ведет себя как обычная частная компания — со своим уставом, капиталом, доходами и расходами. Рыночный подход легко иллюстрируется тем, что случается с жильцами–акционерами, которые не платят по счетам или устраивают шумные вечеринки (на которые, видимо, не зовут соседей). Их без суда и следствия по решению собрания акционеров могут выселить из квартиры на 2 – 3 года, а в это время сдавать ее, получая доход.
Собственники ветшающего дома голосованием сами решают, провести его капремонт или ограничиться точечными заменами оборудования. В Петербурге выбора у собственников нет — капремонт будет проводиться по программе, принятой Смольным, в которой определена и очередность проведения работ. Ремонт у северных соседей, по российским меркам, недешев — 700 – 1000 евро за 1 м2 (это около 40% стоимости нового строительства в Финляндии). Власти могут частично субсидировать его, но скорее в виде исключения. Компенсацию можно получить, если жить в доме–памятнике, если установить лифт там, где его не было, или увеличить энергоэффективность.
Но в целом государство не регулирует сферу капремонта. Обычно финансирование осуществляется одним из двух способов. Первый — такая же строчка в квитанциях, как в России, с тем отличием, что деньги могут собираться только на собственном счету дома. Этот подход нравится не всем акционерам, ведь при продаже квартиры отчисления не компенсируются. В Петербурге же, хотя жителям и дали право выбора — перечислять деньги на счет дома или же в общегородскую кубышку, — определиться с этим нужно было за 2 месяца. Большинство собственников, скорее всего, узнают об этой возможности уже постфактум. Второй способ финансирования ремонта в Финляндии — банковский кредит, который под эти цели можно взять на 15 – 20 лет и под 2 – 3% годовых. Тут различия не нуждаются в комментариях.
Есть и другие варианты, которые выглядят еще более сказочно. Например, в Эспоо, где большинство земли находится в частной собственности, зачастую жилищному обществу принадлежит не только земля под домом, но и прилегающий к нему участок. Акционеры иногда продают этот участок стороннему девелоперу для нового строительства, а на вырученные деньги ремонтируют свой дом.
Полный текст статьи опубликован в газете «Деловой Петербург» № 181 (4150) от 30.10.2014 года